АРДИО РУ - переход на главную страницу
А Р Д И О . R U
Автомобильное ремонтное и диагностическое оборудование
Контакты
 
Почта: mail@ardio.ru
тел. (8162) 67-52-72

Методики диагностики

Тест "Относительная компрессия"


Тест "Относительная компрессия" (relative compression) - специальный режим моторной диагностики, который служит для оценки относительной герметичности надпоршневого пространства по цилиндрам.

Примечание. Также этот тест иногда называют "динамическая компрессия", однако целесообразнее все-таки применять понятие "относительная компрессия".

Общий принцип. В процессе прокрутки двигателя стартером (без запуска) снимается осциллограмма потребляемого стартером тока. Чем герметичнее надпоршневое пространство цилиндра - тем больше максимальное давление сжимаемого при прокрутке двигателя стартером воздуха (компрессия) - тем больше сопротивление вращению двигателя, когда данный цилиндр находится в фазе сжатия, - тем больший ток потребляет стартер для проворачивания коленчатого вала. Соответственно, определив, какой участок осциллограммы стартерного тока к какому цилиндру относится и максимальные значения тока на каждом из участков, можно определить цилиндр с пониженной компрессией.

Некоторые методики предлагают анализировать не стартерный ток, а напряжение бортсети - такой подход тоже имеет право на жизнь (тем более, что не требуется иметь токовые клещи), однако не нашел широкого признания и применения (возможно, что при его использовании существенно снижается точность показаний).

Рекомендации к применению. Данный метод рекомендуется применять при явно нестабильной работе двигателя, когда необходимо установить проблемный цилиндр или цилиндры.

Ограничения метода:

- с помощью данного метода невозможно определить абсолютное значение компрессии;

- одинаково плохое состояние цилиндров (например, если по всем цилиндрам абсолютное значение компрессии около 4 Атм) не может быть выявлено с помощью данного теста. Однако, во-первых, такая ситуация (чтобы все цилиндры были совершенно одинаково неисправны) встречается достаточно редко, во-вторых, такую ситуацию можно выявить по повышенным оборотам стартерной прокрутки и по заниженному абсолютному значению тока потребления стартера;

- на осциллограмму стартерного тока помимо непосредственно герметичности надпоршневого пространства оказывают влияние другие факторы - в частности, исправность стартера. Частично проверить отсутствие этих факторов можно выкрутив свечи и просмотрев после этого осциллограмму стартерного тока;

- для проведения теста необходимо блокировать подачу топлива и/или зажигание, что на современных двигателях бывает осуществить проблематично. Крайне желательно, чтобы была блокирована подача топлива;

- наличие низкой компрессии (даже абсолютной, а не относительной) в цилиндре не указывает прямо с гарантией 100% не только на причину неисправности, но и, тем более, на необходимость капитального ремонта двигателя. То есть выявление проблемного с точки зрения [относительной] компрессии цилиндра является, прежде всего, поводом для дальнейшего исследования (например, проверки цилиндра пневмотестером).

Режим выполнения - рассматриваемый тест может выполняться:

- в ручном режиме - при этом диагност сам блокирует запуск двигателя (например, через отключение форсунок впрыска) и, используя автомобильный осциллограф, снимает осциллограмму стартерного тока, после чего вручную рассчитывает показатели;

- в автоматическом режиме с помощью мотор-тестера. Естественно, прибор должен специально поддерживать выполнение этого теста (большинство современных мотор-тестеров поддерживают этот тест). При этом, как правило, прибор сам блокирует запуск двигателя, сам обрабатывает осциллограмму стартерного тока (определяет значение тока в пиках, определяет, какой пик осциллограммы к какому цилиндру относится), обсчитывает данные и выдает результат.

Типичная процедура выполнения теста при помощи мотор-тестера:

1. Заглушите двигатель. Убедитесь, что напряжение АКБ соответствует норме.

2. Заблокируйте подачу топлива - например, через снятие предохранителя топливного насоса или отключение разъемов с форсунок впрыска.

Токовые клещи АРРА-32

3. Подключите жгуты мотор-тестера к двигателю в соответствии с руководством по эксплуатации прибора. Обычно подключаются:

- кабель синхронизации. Как правило, возможна синхронизация по высоковольтному сигналу первого цилиндра;

- токовые клещи для снятия осциллограммы стартерного тока - подключаются на плюсовой провод стартера.

4. Запустите выполнение теста и прокрутите двигатель стартером, следуя командам мотор-тестера (как правило, мотор-тестер указывает, когда съем данных завершен).

5. Проанализируйте полученные данные. Данные должны быть представлены примерно в таком виде:

Тест "Относительная компрессия"

Дата и время - …

Автомобиль -…

Двигатель -…

Частота вращения коленчатого вала при прокрутке стартером (максимальная) - … об/мин.

Напряжение бортовой сети (при выключенном стартере) - … В.

Напряжение бортовой сети (при прокрутке, минимальное) - … В.

Ток, потребляемый стартером, при прокрутке (максимальный) - … А.

Ток, потребляемый стартером, при прокрутке (средний) - … А.

Осциллограмма тока, потребляемого стартером при прокрутке (включая момент запуска стартера, взято с сайта http://www.chipmaster.ru, здесь приведен пример осциллограммы без блокирования запуска двигателя):

Осциллограмма тока, потребляемого стартером при прокрутке (фрагмент, при установившемся режиме прокрутки):

Расчетные значения:

Цилиндр1234...Краткое пояснение
Среднее максимальное значение тока, потребляемого стартером в такте "Сжатие" в цилиндре     Чем больше, тем лучше
Относительная компрессия, %
([Среднее максимальное значение тока по цилиндру] / [Максимальное из средних максимальных значений тока по цилиндрам] * 100%)
     Чем больше, тем лучше

или в графическом виде (как правило, в виде бар-графов). Пример вывода результата теста "Относительная компрессия" (в данном примере показания указывают наотсутстие цилиндров с существенно заниженной относительной компрессией):

Анализ результатов теста:

1. Начать анализ рекомендуется со значений оборотов стартерной прокрутки и максимального абсолютного тока потребления стартера. Завышенные обороты прокрутки стартера и заниженный максимальный ток потребления стартера указывают на одинаково плохую компрессию во всех цилиндрах. При этом анализ других результатов теста теряет смысл.

На исправном автомобиле (механическая часть, аккумуляторная батарея, стартер) и окружающей температуре около 20 градусов стартер раскручивает коленчатый вал двигателя до примерно 250-350 об/мин и ток потребления стартера составляет 80-250 А. Показания оборотов менее 150-200 об/мин в теплое время года указывают на возможную неисправность аккумуляторной батареи, либо стартера, либо сверхповышенное сопротивление механической части двигателя вращению (чаще все-таки первое или второе).

Если сила тока выше 300 А, то причиной этого может быть межвитковое замыкание в обмотке статора и якоря или замыкание обмоток на массу. Если потребляемый ток ниже указанных величин, то причиной может быть сильный износ щеток или снижение упругости их пружин, зависание щеток в щеткодержателях, ослабление крепления обмотки статора, окисление и загрязнение коллектора, окисление или подгорание контактных болтов втягивающего реле. Пример нормальной осциллограммы тока потребления стартера при запуске двигателя без блокирования подачи топлива и зажигания см. выше.

2. Неисправным является цилиндр, у которого минимальное значение тока потребления стартера при относительной компрессии менее 80-90%.

3. Естественно, по результатам теста может оказаться, что имеются существенные проблемы и более, чем с одним цилиндром.

© АРДИО РУ, Виснап К.Н. Размещение статьи 07.06.2006. Последнее обновление статьи 07.06.2006. Перепечатка только с согласия автора и с обязательной ссылкой.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru